Природа Крыма

Пещера МАН

На склонах горы Демерджи, в ущелье между горами Пахкал-Кая и Юкки-Тепе, притаилась среди скал одинокая и таинственная пещера МАН.

Пещера обязана своим названием школьникам — членам археологического кружка Малой Академии Наук, обнаружившим и первым исследовавшим её в 1963 году.

Фото: krymea.ru/upload/000/u1/027/21b6aba0.jpg

Пещера имеет два яруса. Верхний — с высотой в 3 метра и протяженностью в 30, вполне годится для временной туристической стоянки. Заканчивается верхний ярус глубоким 30-ти метровым колодцем, ведущим в нижний ярус.

Фото: crimeabest.com/wp-content/uploads/2013/07/man3.jpg

Нижняя часть пещеры характерна наличием сталактитов и сталагмитов, она значительно больше, но попасть туда невозможно без соответствующего оборудования.

Древнее капище

В древности пещера МАН служила местом жертвоприношений животных. При открытии в верхнем гроте были обнаружены наскальные рисунки. Перед колодцем, ведущим на нижний уровень, расположены плиты, которые служили алтарём. Там же высечены изображения креста и человеческого лица. Причём крест — это не христианский символ, а древний магический знак огня, ведь изображения относятся к периоду II-III тысячелетия до н.э.

Фото: tourprom.ru/site_media/cache/82/cc/82ccc4c3a41d72cc4ffa92b3a5dc5f3a.jpg

Останки животных были обнаружены археологами в нижнем ярусе. Из них самая интересная находка — скелет древнего пещерного медведя, сохранившийся целиком.

Верхний ярус пещеры — далеко не предмет мечтаний для искушенных спелеологов. В Крыму достаточно объектов, представляющих гораздо больший интерес.

Фото: marshruty.ru/PhotoFiles/9/d/6/0/9d609f6259b944c68ef771481e185472/large/Пещера%20МАН%20нв%202008%20077.jpg

Нижний ярус — значительно интереснее, однако спуститься сюда смогут лишь обладатели специального снаряжения.

В нижнем ярусе — небольшое озеро с кристально чистой ледяной водой. Любители подземного экстрима могут искупаться. Правда пить эту воду не рекомендуется.

Туристам на заметку

Отправляясь в путь без опытного проводника, стоит иметь GPS-навигатор и точные координаты, ведь пещера настолько хорошо скрыта от глаз, что обнаружить её можно только оказавшись прямо возле входа.

Верхний ярус пещеры — отличное место для стоянки. Опытные туристы стараются так планировать маршрут, чтобы переночевать именно там.

Фото: marshruty.ru/PhotoFiles/e/d/e/0/ede02eed4dac4fb99d9e56f39b06a482/large/Пещера%20МАН%20янв%202008%20112.jpg

Склоны в округе пещеры довольно крутые и скользкие, особенно в сырую погоду.

Пещера сырая. Стоит это учитывать.

Как добраться до пещеры МАН

Подъехать прямо к пещере на автомобиле не удастся — придётся проделать немалый путь пешком.

Фото: suntime.com.ua/img/content/sight/457/big_33929299930.jpg

Самый простой маршрут:

• доехать троллейбусом до Ангарского перевала;

• от перевала — прямо, мимо памятника строителям дороги;

• развилка — идём прямо;

• после подъёма тропа снова раздваивается. Выбираем нижний путь;

• идём прямо, будет поворот направо — это путь к Поляне МАН. К пещере — прямо;

• слева от дороги — родник. Хороший повод пополнить запасы и попить свежей родниковой воды. Это единственный родник на маршруте;

• далее — подъём по дороге, с уходом чуть левее. Это путь к Северной Демерджи;

• после небольшого пролеска дорога выйдет на открытую площадку с отличным видом на Чатырдаг;

• далее снова развилка. Наш путь — прямо, и он приведёт нас прямо к пещере.

загрузка карты...
Изучить карту

Координаты пещеры: 44°47’04.9"N 34°22’35.3"E.